ВЛАДИКАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ.
1910 год 15 октября № 20.
Станица Барятинская.
Станица Барятинская известна у нас под громким названием «курорта». На самом же деле это одно из скучнейших и беднейших мест во всех отношениях. Барятинскую посещает большею частью, так называемый "низший класс": в кафтанах, черкесках, порванных рубашках и проч., в этом роде. Изредка, правда, кое-где проглядывает шляпка, светятся погоны, звенят шпоры и ордена.
И действительно, что искать здесь человеку со средствами и положением? Большею, ведь, частью подобные лица едут «на курорты» развлечься, поотдохнуть, развеяться, посмотреть людей и себя показать; при чем особенное внимание уделяется на удобство квартир, пользование ваннами и проч. Все это отсутствует здесь. Не говоря уже о квартирах, которые по большей части ни что иное, как простые казачьи хаты, без всякой почти меблировки, все как то выглядывает заброшенным и захудалым. Развлечение для ищущих таковое состоит в слушании органа и качании на каруселях. Поотдохнуть и развеяться, если забыть невыносимую жару можно на горе, где обыкновенно пьют от 10 до 20 чашек серной воды. Посмотреть людей и себя показать можно на «главной» пыльной улице, где на вас обратят внимание персы и армяне — торговцы и ходящие здесь же пьяные, от которых вы услышите и пошлую брань далеко не приятную для слуха. Далее должно указать, что для лечения предоставлено купание на открытом воздухе в пруду — не всегда свободном от плавающих нечистот, в следствии редкой чистки его.
Теперь, если возьмем другую сторону жизни в Б-кой а именно, религиозную, то и тут мало утешительного. В религиозном отношении этот приезжий сбор разношерстной публики представляет из себя не менее разновидностей. Здесь вы встретите, не говоря о православных, и молокан, и баптистов, и толстовцев, и ново и старо израильтян, и иудействующих и магометан, и атеистов и проч. Естественно, что эти лица, пользуясь обстоятельствами жизни приезжих, скучающих от безделья, сидя у себя в квартирах или около них, всеми силами стараются завязать разговор "о вере"; при чем, желая доказать свою правоту, поносят православную церковь и таким образом, пользуясь темнотою слушателей, вселяют в них недоверие к церкви, особенно же к Её служителям и сбивают в свои секты.
Не будучи в состоянии выносить презрительно-двусмысленных выражений со стороны сектантов, особенно баптистов по адресу священников, их всегдашнего хуления всего православного в пруду во время купания, на улице и в домах, я, предварительно переговорив с баптистами, назначил на 15 июня беседу на тему: «Истинные-ли ученики Христовы баптисты?» На беседе выступивший бапт., не будучи в состоянии даже ответить на мой вопрос: «с какого момента он стал истинным учеником Христа и его баптисты приняли, как своего члена, в общину», начал рассказывать о своем переходе (на военной службе) в баптизм и о том, как он, придя домой со службы, когда отец его на радостях принес 1/4 ведр. водки, выпил полрюмки. В публике в это время послышался смех. На помощь ему выступил старик бапт., который сказал мне, чтобы я доказал, почему я считаю их «неистинными учениками Христа». „По нашему, продолжал он, вы—неистинные ученики Его, ибо крещены младенцами. А мы крещены согласно слову Божию. Иоанн Хрестит., крестя, исполнял «правду Божию», а он маленьких не крестил! (Мрк. 1 г. 4—5 ст.). Тогда я сказал; „Итак вы крещены крещением Иоанновым "чтобы исполнить всякую правду", которое считаете простым знаком принятия в общину? А так как Иоанново, как и ваше крещение не дает вам ничего, — а тем более св. Духа (Д. 2 г. 38, 22 г. 16 ст.), то вы и не можете называться христианами (Рим. 8 г. 9 ст.) и вам должно креститься снова — крещением Христовым (Д. 19 г. 16 ст).
В следствии отказа баптистов, хвалившихся до беседы, что каждый из них может побеседовать с любым священником, продолжать беседу, по причине своей малограмотности, была назначена на другой день беседа "о иконах", на которую бапт. привезли своего проповедника из Грозного. Но и с этим повторилось то же, что и с первым. В конце беседы, дав объяснение, что нерукотворное святилище — Христос (Евр. 9 г. 11—12), оказался в безвыходном положении и не будучи в состоянии объяснить, как Христос (нерукотворное святилище) вошел в Христа» (Евр. 9 г. 24 ?т.), сказал "я простой плотник, а вы священник-академик!" Из среды слушающих послышались насмешливые возгласы: «А если ты плотник, то и знай молоток да пилу», и "Не дай Бог, коли сапоги начнет точать пирожник, а свящ. писание — объяснять плотник!" "С нами можете говорить, а теперь чего же молчите"?
Публики на беседе (было весьма много, так что ц.-приходская школа далеко не вмещала и половины слушателей. Беседа закончилась молитвой и всеобщим пением народного гимна «Боже Царя храни»...
После моего отъезда, в воскресенье, баптисты, чтобы поднять свой престиж в Б-кой устроили на главной улице призывное собрание, вызвав двух проповедников, но успеха никакого не имели. Им даже пришлось поскорее убраться по добру по здорову, в виду сильного возмущения пришедших к ним православных нахальством баптистов - "Где же Вы были, говорили они бапт.. когда был здесь миссионер, а теперь вылезаете из своих нор"! Видно ночью то в темноте только умеете работать! Знаем теперь вас!
Итак из всего сказанного, можно прийти к такому выводу. Барятинская — рассадник сектантства, поэтому необходимо в курсовое летнее время иногда устраивать миссионерские беседы для ограждения «своих по вере» от влияния сектантов и неверующих, что особенно легко и полезно сделать здесь при отсутствии увеселений и мест для равлечений. Жатвы много. Нужно запастись серпами и идти жать!
Мисссионер 5 благ. округа, свящ. В. Хрипунов.