Терские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Терские казаки » Гребенская ( Новогладковская ) » Статистическая монография


Статистическая монография

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Статистические монографии по исследованию станичного быта Терского казачьего войска.

  Составлены, по поручению Наказного Атамана Войска, О. Марграфом, П. Линтваревым и друг., под редакцией Секретаря Областного Статистического Комитета, Н. Благовещенского.

Издание Войскового Хозяйственного Правления.

Владикавказ.
Типография Терского Областного Правления.
1881.

Новогладковская станица.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

  Приступая к подробному описанию двух станиц Кизляро-Гребенского полка (Новогладковской и Шелковской), мы должны предварительно выяснить: что такое Гребенская станица вообще, так как последняя принадлежит к совершенно своеобразному типу казачьего населения в области. Кизляро-Гребенской полк состоит из «линии» станиц, расположенных в одной местности, но весьма различных по своему историческому и племенному происхождению. К коренному гребенскому населению в этом полку принадлежит только пять станиц: Червленная, Щедринская, Курдюковская, Старогладковская и Новогладковская, которые составляют, так сказать, ядро этой «линии». Эти станицы основаны вольными Гребенцами триста лет тому назад, тогда как прочие станицы этого полка имеют характер смешанный, случайный и поселены властью в позднейшее время. Аграханское войско, состоя из Донцов, переселено сюда в прошлом столетии и образовало станицы бывшего Семейного Кизлярского Войска. Грузины, бежавшие из плена от горцев на «линию», переименовались в казаки и тоже образовали две станицы (Шелковскую и Александровскую). Наконец, среди казаков полка есть малороссы из бывших государственных крестьян и две станицы (Калиновская и Мекенская) населены Волгскими казаками.
  Такова пестрота Кизлярско-Гребенского полка. Новогладковская станица принадлежит к коренному типу древних Гребенских станиц, хотя и имеет свои характерные особенности; Шелковская выражает тип случайных и смешанных станиц, имеющих мало общего с коренными — Гребенскими.
  Все Гребенские станицы лежат по р. Тереку, в его низовьях. Самая верхняя из них (Червленная) удалена не более 120 верст от Каспийского моря (по прямой линии). Местность, занимаемая ими, резко отличается от прежде описанных «предгорных» станиц. Она представляет мелко-холмистую песковатую Степь с солонцами, перемежающимися камышевыми болотами, и лежит в северо-восточном углу области. Море, степь, низовья многоводной реки — обусловили, конечно, и другое направление хозяйства: море и широкая долина Терека дали населению возможность разводить виноград и заниматься рыболовством; обширная степь дает раздолье для скотоводства; солонцовые падины, в связи с высоким уровнем реки, вызвали особый вид поливного хлебопашества, наряду со степным. Лесной промысел, по недостатку леса, здесь вовсе неизвестен; в степях нет также медоносных трав, которые бы цвели с весны до зимы, поэтому нет и пчеловодства; сухость почвы и знойные ветры из закаспийских степей не позволяют разводить гречихи, картофеля, овса и вообще летних (яровых) растений; но зато здесь преобладают озимая рожь, пшеница, ячмень, а местами разводят и рис; бакши и просо иногда дают прекрасный урожай. Поэтому в основание гребенского хозяйства легло прежде всего виноделие, затем хлебопашество; а будь у казаков досуг и средства, могло бы развиться и скотоводство в более широких размерах. Отсутствие лесных пространств и гор, а также отдаленность хищнических горских племен не мешают до такой степени скотоводству, как в предгорных станицах, так как соседи гребенцов — с одной стороны трусливые ногайцы, с другой — миролюбивые земледельцы — кумыки. Скотокрадство здесь редко ведется с оружием в руках. Вот в общих чертах физические и этнографические условия, которые окружают гребенские станицы в настоящее время.
  Самые станицы коренных гребенцов резко отличаются от других казачьих станиц. Ездят казаки вместо телег на «арбах», тогда как у прочих казаков нигде не имеется этой чеченской повозки; в арбах запряжены буйволы вместо быков. Вы удивляетесь еще более, когда видите гребенских женщин с завязанными лицами. Между тем они говорят по-русски и не только не прячутся от мужчин, но, напротив, восхищают их своими кокетливыми движениями и остротою речи. В то же время казак-гребенец как бы неохотно впускает вас в дом свой и при этом убирает свою посуду. К вашим вещам он относится брезгливо*) и не предлагает ни есть, ни пить, а если и предложить какое угощение, то при этом кланяется торжественно в пояс, произносит «спаси Христос». Произношение гребенцов чистое великорусское; костюмы же, напротив, очень близки к тем, какие носят туземные горные племена. Внешний тип гребенцов весьма оригинален: темно-русые волосы с черными блестящими глазами или черные волосы и голубые глаза; типичные черты чеченца смешиваются со скуластым типом ногайца или калмыка, заметна горская походка, стройность и гибкость, и в то же время за этой прикрышкой в нем все еще ярко просвечивается коренной великоросс. Песни они поют протяжные, печальные и однообразные, как в Рязанской или Новгородской губернии; обычные же казачьи песни Сунженской линии у них зовутся «скоморошными» и «шутовскими». Не менее оригинальна внешность их домашней обстановки: постройка изб, комнаты и убранство их — ничего подобного вы не встретите во всей области. После других станиц, где постройки большею частью турлучные, саманные или гладко сделаны из деревянных пластин, вы сразу переноситесь как будто в великорусское село какой-нибудь лесистой губернии: избы бревенчатые, срубчатые, часто дубовые и с острою высокою крышею, а кровля с «коньком», окна «косящатые» и украшенные резьбой. Но тут же, к удивлению своему, вы видите и чеченские низенькие сакли, стоящие рядом и на одном дворе с русскою избою. В гребенской станице нет широкой улицы русского села; красуется православная церковь на почетном месте; вместо улицы проложены тесные проулки (на подобие аульных), вместо высокого храма на площади скромная молельня. Домашняя обстановка гребенца еще более поражает оригинальностью, когда переступишь порог его дубовой великорусской избы. Первая комната напоминает скорее чеченскую кунацкую, нежели жилище русского казака: по стенам развешаны кинжалы, шашки и разное другое оружие кавказского горца; на полу стоят пестрые сундуки, а на них разложены перины, ковры и коврики азиатского образца и изделия; в то же время в углу множество разнообразных староверческих икон. Вторая комната, в которую вы вступаете непосредственно из первой, имеет вполне великорусский обывательский вид: в ней большая русская печь, выскобленные дубовые лавки и стол, досчатые полы и потолки, в углу большое количество образов — словом, вся обстановка и убранство комнаты, вплоть до большой резной солонки на столе, вся из России.
 

*) Такая брезгливость к посторонним лицам происходит оттого, что все гребенцы — закоренелые староверы.

0

2

В больших срубчатых домах казаки живут только летом и принимают в них своих гостей. Так как дубовые бревна здесь очень дороги, то при постройке изб их распиливают вдоль пополам, оставляя круглыми лишь бока на наружную сторону, дабы искусственно придать постройке бревенчатый, великорусский вид. Но мха для законопачивания здесь нет, а иловатый грунт заставляет дом приподнять над землей. Поэтому гребенские избы очень холодны зимою и продуваются восточными ветрами, а топливо дорого. Во всем этом видна особенная приверженность обывателей к старине и желание сохранить ее во что бы то ни стало. Однако в целости сохранить всего было нельзя, так как здесь совершенно не те условия, что в многолесной северной России. Поэтому и осталась одна форма.
  Зато стоящий рядом с избою саклеобразный домик гребенского двора есть настоящий выразитель действительности. Будучи заимствован у туземцев, он построен из дешевого, сподручного материала: длинный и низенький, с плоскою крышей, он как бы ушел в землю — требует мало топлива и не продувается зимними ветрами прикаспийских степей. В нем помещается зимой вся семья гребенского казака. Под кровом этой сакли она находится, так сказать, в будничной обстановке. Большинство членов ее здесь и сидят-то по-чеченски, поджав под себя ноги; образов никаких не видно, и из мебели в ходу чаще чеченская треногая скамеечка, нежели стул или русская скамья.
  Но всеми описанными особенностями еще не завершается оригинальность Гребенской станицы. Пройдя ее, где-нибудь в укромном уголке, можно увидеть нечто вроде священной рощи, обнесенной высоким забором, из-за которого виднеются крыши миниатюрных русских избушек. Это — старообрядческие «скиты». Затем, совершенно в стороне от станицы, обыкновенно на большом «шляху», виднеется и православная церковь, около которой группируются малороссийские хаты со всеми их характерными особенностями. Это — «выселок» малороссов-переселенцев, нарост, который вырос в новейшие времена на гребенских станицах силою правительственных распоряжений.
  Исторический смысл всех описанных явлений, которые так поражают наблюдателя, очень несложен. Гребенские казаки со второй половины XVI столетия были исконными поселенцами и завоевателями этих мест. Все они люди старого обряда и старой веры. Живя долго между туземными племенами, во время казачьей вольницы, они брали себе жен - туземок или силою, или по соглашению, и таким образом чистокровный русский постепенно смешался с туземным; костюмы и оружие сами собой привились от господствовавшего тогда воинственного племени; хозяйственною, практическою стороною жизни казаки тоже позаимствовались у него же. Только вера и быт семейный, внутренний — остались крепки и верны русской старине. Во всем же остальном гребенцы по неволе сделали большие уступки условиям климата и места.
  Государь Петр I-й, по местным преданиям, поселил в этих местах частью русских крестьян, частью армян с Сафир-Агою во главе, с тем, чтобы последние своим примером научили местное население культуре и искусству, соответствующим южному положению края: шелководству, виноделию и т. п. Некоторым армянам он даже подарил будто бы землю и крестьян. Поселенные крестьяне остались до сих пор крестьянами и живут особыми деревнями; армяне сделались помещиками и рассадниками торгового элемента, дали контингент станичных лавочников, кулаков, заводчиков и проч. Затем поселили здесь же Аграханское Войско и грузин, и наконец уже в новейшее время (в 40-х годах) в состав каждой Гребенской *) и Грузинско-Гребенской станицы были приселены малороссы Харьковской губернии, бывшие государственные крестьяне. С переселением на Терек, их переименовали в казаки, и с той поры без того существовавшая нетерпимость гребенских казаков-старообрядцев к православию, в силу повторявшихся время от времени притеснений их веры, усугубилась таким бесцеремонным приселением, "еретиков" в их среду. Переселенцам было вначале очень плохо: их до того подавляло влияние и разные притеснения коренных станичных жителей, что они образовали отдельные выселки у каждой Гребенской станицы, построив там свои хаты и церкви, и стали жить особо от гребенцов — по своим нравам и обычаям.
  Такая обособленность поселений постепенно смягчила их взаимную вражду антогонизм и в настоящее время как гребенцы, так и малороссы в общем станичном правлении постановляют совместно приговоры, водят скот, распахивают сообща поле и ссоры их никогда не доводятся до вмешательства администрации. Сфера нетерпимости не идет далее усадебного обособления: малороссы зовут гребенцов "старожителями", а последние малороссов "переселенцами", и только в пылу личных ссор они прозывают друг друга "староверами" и "шаповалами".

*) Исключая станицы Червленной.

0

3

Говоря о гребенских станицах, нельзя не сказать о выдающихся особенностях и самостоятельности гребенских женщин, которые резко бросаются в глаза. Самостоятельность обыкновенно вырабатывается под влиянием сознания своих сил, а сознать их можно только после продолжительного опыта. Таких-то опытов и испытаний гребенская женщина может назвать без числа в своем историческом прошлом. Начиная с того, что гребеничке приходилось сплошь и рядом месяцы и годы жить в станице без мужа, когда последний ходил на своих бесчисленных врагов. Тогда она держала всё хозяйство на своих руках. Но и во время присутствия мужа она имела всегда отдельную отрасль хозяйства — виноградоводство, вносившую в семью крупную долю дохода. Постоянные опасности: в саду, в станице, в поле, и неизбежные столкновения с ними сделали ее находчивой до удальства; она научилась ездить верхом, стрелять; участвовала в военных играх, даже пахала и косила, усердно молясь по старому обряду. Да и как ей было не держаться старого обряда: в нем она нашла главную опору своей независимости по отношению к мужу. Старообрядческие браки до последнего времени, как известно, не считались законными и могли расторгаться переходом одного из супругов в православие; в исключительных же случаях допускались разводы и по особым старообрядческим судам; следовательно, с какой бы стороны ни было нарушено согласие, жена может уйти от мужа и потребовать от него всё свое приданное. Добавьте к этому оригинальную физическую красоту гребенской казачки, в которой выразились черты и русского, и восточного типа, и вы поймете, что ей не приходилось долго ждать поклонников. Многолетняя война Кавказа постоянно наводняла гребенские станицы бесчисленным военным постоем, а это повело, конечно, к тому, что при малейшем поводе со стороны мужа гребеничка легко могла находить себе и защитника, и кров, и средства к жизни.

  Положение станицы. Новогладковская станица находится в 1-м участке Кизлярского округа Терской области; в военном же отношении она входит в состав Кизлярско-Гребенского полка Терского казачьего войска, подчиняясь атаману 1-го военного отдела. Её географическое положение определяется приблизительно в 43° 32' широты и 64° 4' долготы.
  Станица расположена на левом берегу р. Терека, откуда до впадения этой реки в Каспийское море остается по прямой линии на восток всего верст 70. Недалеко выше станицы река делает крутой поворот на северо-восток, так что станица лежит как бы в углу. Правый берег против станицы возвышен, а левый часто — ниже уровня реки. При крутизне поворота теченья вся масса текущей воды (здесь Терек шириною до 1/3 версты) не успевает сразу принять направления русла: она ударяется сначала в высокий берег, затем всей силою своего теченья устремляется в сторону станицы и, подмывая берега ее, угрожает станице наводнением. Поэтому жителям ее каждый год приходится возобновлять на своем берегу предохранительные дамбы и строить новые — словом, делать искусственный берег. Опасность наводнения особенно бывает сильна летом (в июле и августе) во время половодья. Во всё это время дозорные внимательно наблюдают за прибоем Терека и при малейшей опасности набатным звоном сзывают народ. Тогда всё население, от мала до велика, несмотря на самое рабочее время, бросает все работы и бежит на берег. Они торопливо рубят лес, вяжут фашины и, стоя по пояс в воде, выводят пяты (плотины). *) Но год от года прибыль воды становится внезапнее, уровень ее выше, и скоро самая отчаянная борьба жителей едва ли спасет их благосостояние от гибели: Терек рано или поздно разнесет их жилища, затопит сады, и тогда достанется многим низовым станицам и даже самому городу Кизляру! Предупредить это несчастье могут только радикальные работы по очистке русла Терека, регулирование его течения и капитальные сооружения по укреплению берегов, а всё это, кроме общих усилий казачьего населения, требует значительной поддержки и со стороны правительства. Некоторые меры к тому, впрочем, уже начаты. Так, в 1875-1876 годах инженером В. Петерсеном произведены основательные изыскания и поданы проекты необходимых работ, и, может быть, уже недалеко то будущее, когда дамоклов меч не будет уже висеть над головами жителей, поселенных в низовьях Терека.
Вблизи Новогладковской станицы пролегают несколько почтовых трактов, которые пересекаются около нее: на Астрахань, Кизляр, Хасав-юрт и Петровск; на Моздок, Грозный и Владикавказ. Поэтому движение через станицу весьма значительное и подводная повинность разорительная; дороги везде торные и имеется паромная переправа через Терек (единственная на окрестность в 40 верст).
  Ближайшие рынки для станицы — город Кизляр и Хасав-юрт. Первый удален от неё на 60 верст, второй — на 40. В том и другом случае приходятся паромные переправы, которые в «шереш» (когда плывут массы мелкого льда) иногда на несколько дней останавливают всякое сообщение. Тракт к Кизляру идет камышами по дамбам и осенью, в дожди, делается очень трудным. Совокупность этих обстоятельств часто заставляет казаков зимою по двое суток сидеть в виду своей станицы и дома, на противоположном берегу: сидеть без крова, сена и огня. А дома многодетная семья напрасно ожидает возвращения отца «с базара». Вместо денег он приносит злую простудную болезнь и отощавший скот. Нередко вследствие этого бывали случаи смертельного заболевания.
  От Новогладковской станицы до областного города Владикавказа считается около 300 верст. Общий характер местности, окружающей станицу, — степной, слегка холмистый, и только полосою около реки Терека имеются камышовые болота и лесок. С севера к ней примыкают степи кочевых инородцев: калмыков и ногайцев; с юга возвышается «кумыкская плоскость», населенная кумыками, оседлым и трудолюбивым населением. Земля станицы отделена от них Тереком. На восток и запад лежат земли станиц: Старогладковской — в 20 верстах и Шелковской — в 2-х верстах. Благодаря такому положению казаки здесь безопасно (сравнительно с лесогорными станицами) могут занимать хутора, вдали запахивать землю и водить скот. Последний хотя и воруют степные кочевники, если присмотр плох, но эти воры «нестрашные»: они оставляют владельцу жизнь, не то что ингуши или чеченцы.
  Климат станицы несколько отличается от чистостепного, так как до окрестностей её достигает еще отчасти влияние Каспийского моря с его заливными камышами. Поэтому осенью здесь выпадают дожди чаще, а весною не так быстро занимается тепло, как в настоящей степи: оно задерживается остуженным за зиму морем. В тихие ясные дни здесь замечается суточная правильность воздушных течений: днем от моря, ночью от степи. Вредную особенность климата представляют стоячие воды камышей: в августе они причиняют затяжные, изнурительные лихорадки; начиная с июня до сентября в них выводятся мириады комаров, которые жестоко терзают и людей, и скот. В общем, однако, соседние степи оказывают преобладающее влияние на местный климат, и потому, по главнейшим свойствам его, станица должна быть отнесена скорее к типу степных станиц. В Новогладковской станице лето бывает большею частью сухое и сопровождается невыносимым зноем в 40°С. В конце апреля дожди делаются редкостью; в конце июня растительность желтеет, замирает: остается только пепельная зелень полыни и кое-где солонцовые растения. Яркая зелень сохраняется лишь около воды степных озер и по долине Терека. Обычным явлением становятся мираж и сильная рефракция (волнение) воздуха. Часов с 8–10 утра глазам становится больно смотреть. Для растительности существуют два сменяющиеся периода: она замирает зимою месяца на 3 от холоду и замирает летом на 3 месяца от зноя; оживает весною и осенью. Самая типичная особенность местных степей, в отличие от южнорусских, это господство северо-восточных и восточных ветров. Летом исключительно им обязаны частыми неурожаями хлебов, арбузов и винограда. Хлеба в несколько часов желтеют от этого ветра; зерно морщится и вытрясается до тла, если оно близко к зрелости. Словом, летом этот ветер «палит» в прямом и переносном смысле, будучи причиною ужасных степных пожаров; осенью и весной он поднимает и разносит мелкий песок, которым затемняет горизонт, и наносит из-за моря саранчу; зимой он замораживает, так что птицы падают на лету, разносит сугробы снега, раскрывает крыши и выживает казаков-старожилов из их высоких великорусских срубчатых изб в азиатские низкие сакли, — «кухни». Северный и северо-западный ветер этим степям редко приносит дождь, который он дает русским степям; плодотворен бывает лишь ветер западный.

  *)Ниже в отделе о повинностях показано подробными цифрами, какие громадные силы затрачиваются населением станицы на эту ежегодную борьбу с Тереком и насколько убыточна для населения эта непроизводительная затрата сил.

0

4

Население. *) История заселения Новогладковской станицы относится к глубокой старине. В 1569 г., как гласить предание, произошли раздоры в старейшей казацкой станице Червленной. Не поладили с атаманом Басманом вожаки: Щедрин, Курдюк и два брата Гладовы: старший и младший. Щедрин с своими молодцами основал станицу, ныне Щедринскую, Курдюк - Курдюковскую, а Гладовы опустились рядом и образовали Старо- и Новогладковскую станицы. Ядро того казачества, от которого отщепилась древняя Новогладковка, состояло из старообрядцев. Его поколение и до сих пор придерживается «старой» веры. Православные приселены сюда только в настоящем столетии (в 1848 г.). В отличие от этого нового и пришлого элемента, коренное население здесь зовется «старожителями.» Население станицы добавилось переселенцами из малороссов Харьковской губернии и из казанских татар — «беглых солдат.» Последние бежали из рядов русских войск к Шамилю, жили там долго, поженились и приняли облик чеченцев. Этот разнообразный люд был впоследствии причислен к казачеству, и таким образом составилась Новогладковская станица настоящего времени.
  В станице Новогладковской теперь считается 300 дворов с населением в 1611 душ обоего пола. Из них 1577 жители постоянные, казачьего сословия, а 34 души (2%) обыватели посторонних сословий, из которых 16 составляют евреи и армяне, занятые торговлею, а 18 духовные лица. Последние состоят из семейства старообрядческого уставщика, православного священника и вдовы прежнего священника с семейством. Три двора из приведенного общего числа принадлежат посторонним обывателям станицы, а 297 казачьему населению. Из последних три двора - не жилые: хозяева их живут в работниках по найму **); два двора находятся в нераздельном пользовании одного сложного семейства; затем 10 дворов (вернее домиков) поселены особняком и обнесены высокою оградою. За ней таится особый мир скитов, населенных «скитальцами» - 16 душ женского и одна мужского пола ***). Поименованные дворы (всего 15) нельзя считать экономическими дворами или хозяйственными единицами; следовательно, Новогладковская станица состоит из 282 дворов или отдельных самостоятельных хозяйств, которые и будут приняты за основание всех последующих расчетов. Из числа их три семейства принадлежат казачьим офицерам, живущим и приписанным к станице; прочие же принадлежат простому сословию казаков. На каждый двор средним числом приходится по 5,6 душ казачьего населения обоего пола.
  Станица отличает в своем казачьем населении троякого рода племенной состав: «старожилов», «хохлов» и «татар». Первые состоят главным образом из великороссов; вторые переселенцы из Малороссии; третьи переселенцы татары — казанские. Старожилов по переписи оказалось 833 (52,7%), малороссов - 604 (38,3%); татар 140 (9%), всего 1577 душ обоего пола. Хотя численный перевес и остается за давними - коренными казаками, но и переселенцев (татар и хохлов) считается немного менее половины - 47,3%.
  Все казачье население по полам распределяется на 824 мужского и 753 женского пола; следовательно, на 100 душ мужского приходится 92,0 душ женского пола. Таким образом, и в этой станице - древнего поселения, в общем составе населения мы встречаем тоже несоответствие полов, как и в прочих станицах. Разница только та, что в станицах нового поселения женщин приходится еще менее, нежели в древних, а именно 81 на 100 мужчин. Но влияние древности населения на численное отношение полов, кроме сказанного, подтверждается поразительно в Новогладковской станице, если отделить древнее население от позднейшего. Так, у старожилов приходится на 414 мужчин 419 женщин, у переселенцев-малороссов на 333 мужчин 271 женщина, у переселенцев-татар на 77 мужчин 63 женщины. Выходит, что у старожилов на 100 мужчин приходится 101 женщина; а у переселенцев на 100 - всего 81 женщина, т. е. жители древнего поселения имеют отношение полов весьма близкое к нормальному или, вернее, к господствующему в Европе, тогда как недавнее население в отношениях полов очень далеко от равновесия. Причина такого явления, вероятно, лежит в том, что во 1-х переселения у нас совершаются по приговору обществ за проступки, которым чаще подлежат холостяки мужского пола, во 2-х на переселение по воле поднимаются скорее бессемейные мужчины, нежели женщины.

*) Подворная перепись в станице произведена в декабре 1877 года.
**) Эти люди - бедняки, разорившиеся от продолжительных болезней, смерти хозяйки, от падежей скота и т. п., которые, однако, остались на миру (т. е. не ушли в скиты); жители их зовут «бездомники.» Таких насчитывалось в станице тринадцать душ обоего пола.
***) О скитах смотри ниже: в отделе «Религия.»

https://forumupload.ru/uploads/001a/fb/97/2/t294569.png

0


Вы здесь » Терские казаки » Гребенская ( Новогладковская ) » Статистическая монография


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно