ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ.
Население Новогладковской станицы по вероисповеданиям распадается на следующие три группы:
1) Старообрядцев («старожителей») ...................................... 833 души об. пола.
2) Православных (малорос. перес.) ......................................... 604 » » »
3) Магометан (татар. перес.) ........................................................ 104 » » »
___________________________________________________________________________________
Всех ....... 1577 » » »
Эти три различные религиозные элементы группируются в трех отдельных слободах станицы, из которых каждая имеет свою церковь.*) Таким образом, в станице существуют три церкви: старообрядческая, православная и мечеть; кроме того, при скитах есть еще особая молельня. Коренные жители станицы — староверы. К переселенцам православным они отнеслись вначале негостеприимно. Их самолюбие было крайне оскорблено тем, что к ним, к природным казакам, которые крепко хранят старую веру и живут по завету отцов, прислали в товарищи «мужиков» — крестьян православных, вдобавок из «хохлов». Для заселения этим «мужикам» они отвели болото, примыкающее к станице, вблизи Терека. Место было настолько низкое, что в дождливые годы в избах стояла вода, печи размокали, а во дворах и по улицам не было ни прохода, ни проезда. Двадцать лет держали «старожители» переселенцев на этой топи, и лишь после нескольких неудачных попыток малороссам удалось выселиться на более возвышенное, сухое место в 3-х верстах от станицы. На прежнем месте остались только люди, у которых не хватало средств и сил на перестройку, — семей 6. В первые годы поселения, несмотря на тесную связь обеих усадеб, расположенных рядом, на одной линии со старою станицею, староверы избегали всякого сношения с пришельцами: не позволяли им брать воду из колодцев «погаными» ведрами, так что переселенцам приходилось ждать прихода старовера или просить его ведра, чтобы зачерпнуть воды; не принимали никого из них к себе в гости и сами у них не бывали. Так шло дело много лет, и только с годами казаки постепенно примирились с своим положением. Теперь уже «старожители» принимают у себя православных гостей и сами ходят к ним в гости, хотя и читают после этого очистительную молитву у своего уставщика и держат для них особую «поганую» мирскую посуду. Таким образом, примирение это оказывается чисто внешнее, связь — формальная, которая вызвана необходимостью. Надо удивляться, как крепко удерживаются обычаи в станичной среде. Старожительский казак, поступив на службу, в течении лет 5-8 бывает окружен православными, пьет и ест без разбора из «поганых» чаш, ест и свинину, курит табак и т. д. — он, видимо, забывает «своих». Но стоит ему вернуться домой, и он вновь нетерпимый «старожитель». Прослужит он даже чиновником лет 15, получит среднее образование, тем не менее в станице он снова затягивается обычаями и предрассудками своей родни, а подчас даже делается негласным уставщиком. Женский пол остается наиболее упорным ядром завета отцов. Это и понятно, если взять во внимание, что женщины большею частью сидят в пределах своего станичного юрта, тогда как казак успевает подчас побывать и в Польше, Персии, Тифлисе, Петербурге. Старообрядцы до сих пор относятся к своим одностаничникам православным недружелюбно, недоверчиво и даже с некоторым оттенком презрения. Смотрят они на православных как на еретиков-гонителей и как на людей малодушных, которые из страха преследования не выдержали искуса: променяли отцовскую веру и правду «на церковную ересь и заморские порядки». Живут «старожилы» своею особенною замкнутою жизнью; делят между собою горе и радости, взаимно помогают друг другу (смотр. «спрягачество» в отделе хозяйства «о видах пользования землей,») считают себя верными хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древне-христианской церкви и глубоко убеждены в своей непогрешимости. Это придает им нравственную силу, выносливость и гордость.
Типичная черта гребенских станиц — это присутствие староверческих скитов. Она выразилась и в Новогладковской станице.
В одном из углов станицы наблюдатель встречает какую-то особенную усадьбу: она обнесена высоким и глухим забором или плетнем, из-за которого виднеется густая зелень плодовых деревьев. В тени этих деревьев разбросаны там и сям необычайно маленькие избушки. Тщетно вы будете ходить около забора и искать каких-нибудь ворот, чтобы пройти или проехать в этот таинственный сад. Тишина кругом мертвая: ни детского крика, ни блеяния овцы, никакого звука, свойственного «мирской» жизни. Скорее всего можно подумать, что за забором кроется пчельник. Но против этого говорят некоторые своеобразные признаки: кое-где висит новый кувшин на вершине плетня, в другом месте рыба, в третьем узелок с платьем, образок и прочие предметы, не имеющие никакого отношения к пчеловодству. После продолжительного блуждания вокруг забора вам удается наконец открыть маленькую, незаметную калиточку, в которую можно пройти, только изогнувшись «в три погибели». Но калитка эта крепко заперта и притом на замок изнутри. За этим-то высоким и мрачным забором, в густой тени садов, спасаются от «мира» местные грешницы, ищущие себе покаянья в последние дни своей жизни. Это гребенские «скиты».
Благодаря приказанию начальства, перед нами хоть и неохотно, но открылась таинственная калитка, чтобы принять непрошенных гостей. Странная внешность соответствовала странности содержимого. На внутренней стороне калитки висели деревянные образки; среди виноградной зелени и деревьев проложены узенькие и безукоризненно чистые дорожки или тропинки, иногда даже усыпанные красным песком; каждая из них ведет к маленькой, отдельной избушке, длиною не более 6–8 аршин. Все эти избушки по своей постройке имеют совершенно однообразный и оригинальный вид, который нигде в области не встречается, кроме гребенских станиц. В них сразу виден самый точный и характерный тип великорусских изб, а именно: сравнительно высокий сруб, составленный из круглых дубовых или сосновых брёвен, с острой крышей, крытой тёсом или стриженою соломою; по краям крыши, косякам и прочим углам виднеется резьба по тёсу и разные фигуры. Каждая мелочь дышит желанием удержать старину во что бы то ни стало. При постройке домов на юге круглые брёвна, конечно, не имеют никакого практического значения; дуб и сосна очень редки, дороги и должны вывозиться издалека — из Астрахани; высокая хата при недостатке топлива зимой очень нерасчетлива; резьба по тёсу, стриженая солома гораздо выгоднее заменяются камышом, смазанным глиною; вышина крыши ни к чему, так как большого груза снега тут ей выдерживать не приходится, но всё это добыто и устроено ради сохранения великорусской старины. Брёвна не побелены, но поразительно чисто выскоблены стеклом, так что каждый древесный слой выделяется рельефным рисунком. На входных дверях висит образ, обрамленный вышитою пеленою. Около каждого домика правильными клетками сложены мелко наколотые дрова, которые своими размерами вполне гармонируют с игрушечным видом избушки «на курьих ножках».
Таких избушек — «скитов» **) — насчитывалось в год переписи 11, а в них обитало скитниц 16 и скитников 1. Кроме преобладания женщин, замечателен еще тот факт, что в скитах вовсе нет молодых женщин: 10 женщин и мужчина были старше 50 лет, и лишь 6 женщин оказались средних лет. В каждой избушке скитницы живут по одной, по две — не более, и живут совершенно самостоятельно и никому не подчиняясь. Жилье имеет две, редко три комнаты. Первая составляет нечто вроде ризницы или молельни: она уставлена образами и киотами, перед которыми теплится неугасаемая лампада; в другой комнате помещается печь и кровати; тут также везде множество образов и знаков креста: над очагом печи, по лавкам и по стенам. Из двух живущих в ските (избе) обыкновенно старший считается владельцем, который, умирая, передает его своему сожителю. Последний также находит себе товарища, и между ними водворяются те же отношения, которые описаны. Иногда скитник оставляет свой скит родственникам, но они по обычаю не могут жить в ските, если остаются мирянами. Изредка продают скит нуждающемуся, но чаще просто уступают его безвозмездно. Это считается благим делом. Кроме движимого имущества вроде платья и обуви, скитники могут иметь фруктовые и виноградные сады и быть даже владельцами «пая» в мирском винограднике. Некоторые женщины Новогладковских скитов ходят на заработки во время сбора винограда, плетут ванды ***) и шьют платья.
Отсюда видно, что в скитах нет иерархической подчиненности и не только нет общности имущества, как в киновиях, но даже каждые один или два скита отделяются от прочих забором. Каким образом между ними распределяется усадебная земля, этого узнать нам не удалось.
Главное пропитание обывателям скитов доставляется приношениями станичных жителей. Староверы считают своею обязанностью щедро помогать скитам на том основании, что скитники и скитницы молятся о них Богу за их мирские грехи. Каждую субботу и каждый праздник, а иногда и в будничные дни, скитники получают обильные приношения. Жертвователи при этом строго придерживаются заповеди св. Писания: чтобы левая рука не знала того, что дает правая. Поэтому все предметы подаяния передаются в скиты чрез маленьких детей. Рыболов дает лучшую рыбу, хозяйка — курицу, яйца, разную утварь; охотник — лучшую часть добычи; хлеб дают зерном, мукой, но чаще печеный. Делается это таким образом: родные или знакомые ребенка поручают ему отнести приношение в скит. Постучавши в калитку, ребенок читает молитву, и ему отпирают; тогда он, снова сотворив молитву, кладет приносимое и называет имя, за кого надо помолиться. Скитницы благословляют его и, наделив фруктами и сластями, отпускают. Иногда приношения просто вешают на забор скита или кладут у калитки. И не было случая воровства этих вещей; даже за фрукты, взятые тайком детьми из садов скита, их наказывают весьма строго.
Гребенские скиты отличаются от древних раскольнических, можно сказать, самою идеей скитальческой жизни. Прежние скиты основывались гонимыми старообрядцами главным образом с тою целью, чтобы укрыться от «мирской неправды»; для этого скитальцы прятались в глухие трущобы, болота и дремучие леса. Подкладкою была идея веры, которую требовалось спасти. Здесь же поступают в скит преимущественно из личных невзгод: от бедности и неудач в жизни, от физического убожества, по интересам семьи, и только весьма немногие идут из за тех побуждений, которыми руководствовались древние скитники.
Для характеристики Новогладковских скитов, приводим несколько отрывочных сведений о их обитателях, которых мы были частью очевидцами и частью дополнили свои сведения опросами станичных жителей.
Живут в скиту две женщины: одна старше 50 лет, другая средних лет; оказывается, что они — мать и дочь, престарелая дева. Старушка мать больная и слабая. На вопрос, почему они «отстали от мира,» старуха ответила: «с горя, батюшка. Осталась я вдовою, выкохала сыновей. Жены пожалели для матери куска хлеба, а сыны променяли мать на жен и оставили старую. Дочь одна не оставила; прибилась из работниц и вот ухаживает» ...
— Чем же кормитесь?
— «Христос питает... Для Бога, ведь, вышли, - погрешили Богу... молимся Ему за мир»...
И это все говорилось певуче, протяжно, с церковнославянским оттенком. После каждой фразы произносилось отрывочное бессвязное причитание, вроде молитвы. Речь скитниц нам напоминала тех великорусских странниц, которых приходилось встречать на ярмарках и на местах богомолий, — не смотря на то, что все это были казачки, иные даже недавно оставившие «Мир». Женщины друг друга зовут «сестрицами,» мужчину — «братцем» или «отцом.» Заметно у них стремление вводить фразы, взятые целиком из церковных книг, которые иногда произносятся совсем не к месту.
В другом ските (избе) жила вдова. Мужа её убили на «службе.» Кое-как тянулось у неё хозяйство с «парнишкою» сыном лет 16-ти, но и тот утонул. Вот она и пошла в скит «молиться за души.» — «Бог меня обрел... для Христа живу... кто пришлет мучки, кто рыбки даст... кручу на ванды бичеву; за это дровец привезут» ... и т. п.
Третий скит, который мы посетили имел две небольшие комнаты; пройдя первую, уставленную иконами, мы вошли во вторую. В этой комнате, между окном и русскою варною печью, стояла небольшая кровать, на которой лежала худая, маленькая старушка, с желтым, как воск, лицом и тяжело стонала; видимо она сильно страдала. Окно, к которому она лежала головою, было закрыто ставнею, но резкий ветер пробивался чрез ставню и раму окна и охватывал холодом её голову. С противоположной стороны топилась печь и жаром обдавала её ноги. Другая скитница, её помощница, застарелая в девстве и физически убогая, опустив глаза, плаксивым голосом объясняла нам болезнь своей подруги. «Вот уж несколько недель, едва поворачивается, колотье у ней по всей спине и в груди, мучит кашель.» Мы посоветовали больной обратиться к врачу. - «Нет, - ответила она, — меня никто не вылечит: у меня болезнь давнишняя, сердечная; да и средств у нас нет.» При этом больная замолчала и тяжело вздохнула. Видимо ей тяжело было говорить о своем горе. Эта больная скитница, преждевременно состарившаяся, с потухлыми глазами, родом гребенская казачка станицы Червленной. В молодости она поражала не только своею красотою, расторопностью и трудолюбием, но и своим целомудрием, что не особенно часто можно было встретить у её подруг. Выйдя замуж за такого же гребенского казака, как и сама, она осталась ему верною женою всю жизнь, не смотря ни на его разгульное поведение, ни на все соблазны, которых было у неё не мало. Всем хозяйством заведовала она одна и была счастлива, хотя счастье её продолжалось не долго. Стали доходить до неё слухи о неверности мужа и его любовных похождениях; она долго не верила злым языкам, но потом стала следить за мужем; начались сцены ревности и семейные драмы и наконец между ними произошел разрыв: он ее бросил и она переселилась к своим родственникам. Между тем, время шло, и счастье службы улыбалось её мужу: он быстро получал награды за наградами и чины за чинами. Сделавшись чиновным лицом, он задумал жениться во второй раз, но только не на простой казачке, а на богатой невесте, дочери одного генерала. Чтобы достигнуть этого, он отказался от староверчества, принял православие и женился. ****) Но первая его жена была еще жива и он порешил поселить ее в скитах, чтобы отделаться от неё навсегда. Таким образом, жизнь её была отравлена и разбита в конец. Местные казаки рассказывают, что услыхав о новой женитьбе мужа, она решилась встретить его в церкви в то время, когда он будет идти под венец. На последние копейки она отправилась на место торжества. Довольный и счастливый жених, не ожидая такой встречи, спокойно входил в церковь среди своих блестящих гостей. Но на пороге он неожиданно был остановлен бедной казачкой. - «Я пришла сюда не для того, чтобы тебе мешать, а только пожелать тебе счастья в твоей семье,» коротко сказала ему она и отошла в сторону. И блестящий жених не смел ее оттолкнуть, и стоял перед нею, бледный и растерянный... Теперь — больная, без средств, с разбитым сердцем доживает она свои последние дни в убогой скитнической келье. Следующие её слова, которыми она хотела познакомить нас с своей убогой подругой, гораздо больше относятся к ней самой: «несчастная она, несчастная, бесталанная, горькая - прибилася сюда» ...
В 4-м ските мы встретили двух престарелых дев, лет под 40 каждой. Веселые, бойкие и гостеприимные, они прикрывались ханжеством, очевидно только по необходимости, в силу своего положения. Наговорившись вдоволь о суете мирской, о спасении души, о скитническом подвижничестве и о других подобных материалах, они перенесли свой разговор на любимое свое детище, — на кувшины. Большая половина их комнаты была уставлена кувшинами самых разнообразных форм и размеров. Они обе с какою-то особенною нежностью и любовью ухаживают за ними, постоянно их перетирают и переставляют с места на место. Если в станице попадается какой-нибудь оригинальный кувшин, то они непременно стараются его приобрести. Эти две скитницы, очень разговорчивые, сами сообщили нам, что от родителей им достался виноградный садик, который они сами обрабатывают, и что в этом году получили с него 4 воза винограда. Виноград они не продают, а делают из него вино для домашнего потребления «Погуляем, погуляем (говорят они), да сами себя и потешим... только ведь нам и радости.» Что заставило их поступить в скиты, мы не узнали; только они, по-видимому, созданы вовсе не для скитнической жизни.
Обходя скиты, мы натолкнулись еще на один весьма оригинальный тип скитницы. Это была старуха, лет около 80, одетая вся в черное, и еще очень бодрая, с весьма энергическим и выразительным лицом. При входе нашем в её скит, она окинула нас суровым взглядом, тотчас встала с кровати, на которой сидела и, шевеля что-то губами, подошла к лампадке и затушила ее. Затем опять села, опустила голову, скрестила руки, и оставалась безмолвною, во все время нашего посещения. После некоторых вопросов, которые мы ей предложили и на которые не получили ответа, она снова встала и, не смотря ни на кого, с опущенною головою вышла в другую комнату. Уходя из скита, мы заметили, как старуха опять возвратилась к лампадке и стала ее зажигать. Эта скитница по происхождению не казачка; как говорят, она приехала сюда из Москвы и живет здесь уже лет 15-ть. За ученость её и преданность старой вере и отцовским порядкам, она пользуется большим уважением, не только в Новогладковской, но и в соседних старообрядческих станицах. Все ее называют «матушкою» и каждое слово её считается авторитетным. По словам казаков, с нею очень трудно спорить, потому что мало кто знает лучше её священное писание. Она иногда оставляет свой скит и странствует по другим скитам и станицам и везде её встречают радушно, с большим почетом; везде она получает обильные приношения. Старообрядцы считают ее праведною и богоугодною женщиною. Её помощница, лет 30, быть может, от природы и не глупая женщина, но, под её железным и фанатическим управлением, приобрела самый самый жалкий и придавленный вид; встретивши нас у дверей скита, она с недоумением и страхом воскликнула: «О Господи! это что? когда-же это было так?» ...
Вот все, что могли узнать мы о местных скитах.
*) Православный священник получает с выселка малороссов-переселенцев 200 руб. жалованья, 40 рублей на прислугу, 100 мер хлеба и 100 ведер вина.
**) В православных скитах (особенно афонских и вообще греческих) такие избушки называются «кельями», которые, группируясь вокруг общей церкви и подчиняясь в церковном отношении избранному настоятелю (игумену), составляют скит. Здесь же скитом почему-то называется каждый отдельный домик.
***) Сети, из которых выделываются рыболовные снасти.
****) При переходе старообрядца в православие, прежний брак его считается недействительным.